Строительные работы на участке завершены, ваш дом построен. Теперь вам нужно оформить на него официальные документы.
Для чего необходим ввод в эксплуатацию индивидуального жилого строения
Наше государство ведет учет всех жилых строений на своей территории. Ваш новострой должны проверить на пригодность для проживания и соответствие норм безопасности. Если этого не сделать, ваше жилье признают самостроем, а это чревато осложнениями: его нельзя продать, подарить, завещать. Больше того, в любой момент власти могут потребовать снести его, а если в установленный срок вы не сделаете этого, то к вам могут быть применены меры в виде штрафа и даже изъятия участка под зданием.
Требования к жилым домам
Чтобы называться жилым домом, строение должно иметь фундамент, стены, пол, крышу, перекрытия. Объект должен быть полностью завершен, должны быть вставлены окна, проведена финишная отделка стен. Пол и потолок могут быть с черновой отделкой, кроме пола в санузлах - там он должен быть полностью готов. В домах, где есть несколько ярусов, лестницы должны быть готовы полностью. Использование приставных лестниц недопустимо. Балконы и лоджии должны быть ограждены. Если у вас в доме имеется подвал, но высота потолка там превышает 2,1 м, то он будет рассматриваться как еще одно жилое помещение. В доме должен быть замкнутый контур отопления, подведено электричество и прочие коммуникации согласно проекту. Однако, в сельской местности, где зачастую нет возможности подключения к централизованных системам отопления, водоснабжения, водоотведения и т.д., владелец дома вправе выбирать любые автономные способы благоустройства своего жилья - выгребные ямы, печное отопление, водоснабжение из колодца или привозное.
При этом, если вы подключаетесь к централизованным услугам, не забудьте заключить соответствующие договора с организациями, предоставляющими эти услуги. В целом помещения должны соответствовать требованиям СНиП. Комиссии, производящей осмотр вашего нового строения, могут не понравиться такие с вашей точки зрения мелочи, как отсутствие ворот в гараже, неубранные строителями леса, недоделанное крыльцо. Вы рискуете получить отказ в разрешении.
Порядок ввода в эксплуатацию капитального строения на участке
За получением разрешения обратитесь в органы местного самоуправления.
Какие документы нужно подготовить к рассмотрению:
- Документ, подтверждающий право собственности на участок.
- Градостроительный план земельного участка.
- Разрешение на строительство дома.
- Технический план дома.
- Заключение органа государственного строительного надзора.
- Акт приемки объекта (если был заключен договор подряда).
- Схема расположения всех объектов на участке.
- Документ, подтверждающий соответствие построенного дома требованиям технических регламентов (за подписью строителей).
- Документы, подтверждающие соответствие объекта техническим условиям (за подписью представителей соответствующих организаций).
Заключение органа государственного строительного надзора выдает инспектор, который лично проверяет соответствие жилья требованиям к жилым помещениям и СНиПам и проектной документации.
Органы архитектурного надзора, санитарно-эпидемиологического контроля и МЧС тоже проверят ваше строение на соответствие требований по своему профилю и выдадут свои заключения.
После того, как вы соберете все документы, прикладывайте их к заявлению, которое оформляется в МФЦ. Лучше всего будет уточнить требуемый перечень бумаг у них. Если понадобятся дополнительные сведения, то чаще всего они предоставляются посредством межведомственных запросов, но вы также можете собрать их самостоятельно. Если у вас нет возможности принести документы лично в МФЦ, подавайте заявление удаленно через портал госуслуг, но при этом не забудьте приложить к заявке копии документов.
Через несколько дней после того, как вашу заявку примут к рассмотрению, в назначенное время придет комиссия и проведет осмотр. Если все хорошо, вам выдадут акт о соответствии. Бумагу передадут вам лично, либо пришлют по почте. Если вы подавали заявление в электронном виде, то в таком же виде вам пришлют ответ.
Но вам могут и отказать в выдаче разрешения.
Если выявляются какие-либо несоответствия, то вам могут выдать письменный отказ, но вас обязательно должны уведомить о его причинах. Вы имеете право подать исковое заявление в суд и обжаловать отказ.
Причины могут быть такими, как расхождение фактов, выявленных комиссией с информацией, зафиксированной в документах; нарушение требований, указанных в разрешении на строительство дома и др. В любом случае, вам стоит обратиться к юристам за квалифицированной помощью при составлении судебного обращения.
Что делать после ввода в эксплуатацию
Само по себе получение документа о разрешении на эксплуатацию не является фактом присвоения вашему строению статуса жилого дома. Вам следует завершить процесс легализации вашего жилья в БТИ и Росреестре. Для этого оставьте заявку на составление технического паспорта в службе, имеющей лицензию на осуществление государственного учёта и инвентаризации объектов недвижимости. К вам прибудет их сотрудник, произведет собственные замеры и составит по итогам работы документы.
Теперь вы сможете оформить право собственности, ваш дом получит адрес. После этого вы вправе зарегистрировать в нем членов вашей семьи.
Не забудьте, что после введения жилья в эксплуатацию вам начнут начисляться все коммунальные платежи. А также с возникновением нового объекта налогообложения вы будете обязаны платить на него налог.
Изменения в законодательстве от 1 марта 2018 года
Наше правительство, проанализировав ситуацию с регистрацией ИЖС, приняло решение в 2018 году продлить упрощенную процедуру получения введения в эксплуатацию жилого фонда еще на два года. По упрощенной процедуре возможна регистрация как свежих построек, так и стоящие уже довольно долгое время жилища, возведенные без разрешений. Обязательно предоставить документы, подтверждающие, что участок находится в вашей собственности и предоставить техпаспорт на построенный дом. Сроки выдачи документов по упрощенной процедуре не превышают 12 рабочих дней.